Почему люди вступали в брак
Набирают популярность национальные свадебные традиции. Читайте о том, почему люди вступали в брак.
|
|
В любой стране свадебные обычаи складываются веками, претерпевают изменения, трансформируются, некоторые из них утрачиваются.
У нас классические свадебные обряды сохранились только в фольклорных сборниках. В современной свадьбе многие из них используются скорее как театрализованное действо.
Хотя в последнее время интерес к старинным свадебным традициям возрос. Многие молодожены хотят отпраздновать свадьбу в народном стиле.
Чувашия – полиэтничный регион, но основную массу населения составляют чуваши и русские. Каковы же были причины для вступления в брак у тех и у других?
Народные представления о браке и безбрачии формировались под влиянием многих факторов. Рассмотрим некоторые из них.
В дореволюционной России необходимость заключения брака и создания семьи, как у чувашей, так и у русских обуславливалась в первую очередь социально-экономическим фактором.
Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался. Он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе. Деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок.
Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и сельской общины.
Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек.
Полноценное крестьянское хозяйство могло нормально развиваться только при наличии в нем и мужских, и женских рук.
Крестьянин, живший вне брака, был не в состоянии выполнить весь объем необходимых сельскохозяйственных и домашних работ.
Роль в формировании представлений о необходимости брачных уз сыграло русское законодательство.
Пахотные и сенокосные угодья могли предоставляться в пользование только мужчинам, достигшим 18 лет. При этом женатый человек земли получал вдвое больше, чем холостой.
Замужние женщины работали на земле, выделенной общиной на «мужскую душу», а старые девы оставались вообще без средств к существованию.
Говоря о причинах вступления в узы супружества в дореформенный период, необходимо отметить такой фактор, как принуждение к ним со стороны властей в помещичьей и удельной деревне.
Церковные законы 1722 и 1724 гг., запрещавшие помещикам принуждать крепостных к браку, на практике не соблюдались и редко подтверждались правительством, несмотря на настояния Синода.
Браки внутри господской вотчины обыкновенно регулировались помещиком, его приказчиком или мирскими властями. С холостых и незамужних после известного возраста некоторые помещики брали штраф.
Немаловажное значение в создании семьи имели религиозные традиции.
Жившие в 19 в. чувашские крестьяне, искренне верили в то, что загробная жизнь есть продолжение земной.
Чувашские матери напутствовали умерших незамужних девушек и холостых парней обязательно на том свете вступить в брак с такими же незамужними и холостыми.
Чуваши верили, что если девица умрет, нарушив целомудрие, но, не вышедши замуж, то на том свете у нее груди будут сосать змеи. Д тех пор, пока она на том свете не выйдет замуж и не родит ребенка.
По верованию чувашей, умереть взрослому холостым считалось большим несчастьем. Мужчины должны были жениться на том свете на дочерях Эсреля (бога смерти), а девицы выйти замуж за самого Эсреля.
Такие представления способствовали поддержанию высокого уровня брачности среди чувашей.
Русские народные представления о браке формировались под влиянием христианской культуры.
Русские люди объясняли обязательность вступления в брак необходимостью выполнять волю Божью.
Жизнь без семьи рассматривалась как отклонение от предначертаний Божьих.
Безбрачие, так же как бездетность, считалось наказанием Божьим, следствием пренебрежения какими-либо сакральными правилами.
Супруги, связанные в единое целое при жизни должны были, по народным представлениям, провести вместе и посмертное существование.
Признавая в основе брака экономический расчет и религиозные убеждения, мы в то же время не можем игнорировать эмоциональные мотивы.
Имеется немало фактов, свидетельствующих о совершении обряда бракосочетания с обоюдного согласия жениха и невесты.
В.К. Магницкий в 1873 г. отмечал, что «чувашские ярмарки в их быту имеют огромное социальное значение: на них чувашская молодежь ... знакомится со своими будущими супругами».
Вопрос любви у русских рассматривался как нечто второстепенное.
Выражение «стерпится – слюбится» воспринималось всеми, в том числе и молодежью, как нечто естественное, правильное.
Брак по страсти не одобрялся общественным мнением и рассматривался как греховный, лишенный прочного основания.
Сейчас, как правило, каждый человек способен сам себя обеспечить материально. При вступлении в брак основным мотивом является удовлетворение эмоциональных потребностей, родительство.
Как бы ни менялись представления о роли мужчин и женщин в современном обществе, всеми нами руководят нормальные инстинкты и побуждения. Это стремление реализоваться: для мужчин в роли «добытчика», мужа и отца детей, а у женщин – в роли «хранительницы очага», жены и матери.