Досвадебные обряды
Набирают популярность чувашские свадебные традиции. О досвадебных традициях, а именно – как они проходили раньше и как их проводят сейчас, рассказал Алексей Ефремов.
|
|
Досвадебные обряды состояли из этапов: евчĕ яни (визит сватуна), çураçу (сватовство), çăкăр чÿклени (моление хлебом), пăлчал (у низовых чувашей) или кăмăлча (у верховых чувашей).
Свадебные обряды объединены в один – хĕр килeшни, хĕр калаçни или çураçу.
В некоторых селениях может быть еще сохранены древние свадебные традиции.
Много чувашей проживает в других регионах России, в основном на бывшей территории Волжской Болгарии. Там есть деревни, где чуваши поддерживают древнюю чувашскую веру. По словам историков этой вере не менее 5000 лет.
Визит сватуна (eвчĕ яни)
Было. Для заключения брака прибегали к помощи сватуна (евчĕ). Он, по поручению жениха и его родителей, вел переговоры о выдаче девушки замуж за называемого им кандидата. После этого в дом девушки приходил сам жених, его родители и родственники.
Стало. Функции евчĕ выполняют крестный отец (пысăк ашшĕ), посаженный отец (хăйматлăх ашшĕ), также братья отца.
Сватовство (хĕр килĕшни)
Сватовство в разных селах (районах) Чувашии называют – хĕр килĕшни, хĕр калаçни или çураçу.
Было. Поскольку чувашскую свадьбу было принято играть через нечетное количество недель после сватовства, обряд проводили за 3-5 недель.
Участвовало нечетное количество людей, чтобы потом идти парами.
Сватающие приносили собой гостинцы и выпивку.
Определялось, желают ли молодые вообще вступать в брачный союз.
Поскольку инициатива исходила от жениха, то спрашивалось согласие невесты.
Бывало так, что молодые были незнакомы. На этом обряде только впервые видели друг друга. Если невеста не устраивала жениха, он мог отказаться от сватания.
Стало. Традиции сватовства сохранены. Во время обряда договариваются о дате свадьбе, количестве гостей, подарках, которые невеста должна приготовить для родственников мужа.
Кража невесты
Было. Вместо сватовства жениху приходилось красть невесту. Тогда свадебное застолье проходило только в доме жениха.
Обычай чуваши переняли в те времена, когда жили на Северном Кавказе в II-IX веках.
Стало. Свадьбы играют по согласию молодых. Традиция красть девушку осталась в игровой форме во время застолья.
Калым (Хулăм)
Было. Во время сватовства договаривались о размере калыма (хулăм). Он являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы.
Стало. Обычай сохранен частично, его называют хулăм укçи. Калым кладется на каравай хлеба. Кто-то кладет символическую сумму, чтобы соблюсти традиции, кто-то – большие суммы.
Пирушка
Было. Пирушка – продолжение обряда сватовства. Происходила после оглашения согласия невесты на свадьбу. Приглашенных угощали хлебом с солью, привезенными сватающимися.
Стало. Все делается в доме невесты, звать на пирушку не ходят. Гости невесты приглашаются заранее.
Моление хлебом (Çăкăр чÿклени)
Было. Жених забирал невесту в дом. К их приезду собирались родственники. У ворот молодую пару встречала мать жениха. Прежде чем переступить порог дома, им нужно было пройти по «дороге».
Настилалось длинное белое полотно и по нему жених и невеста заходили в дом.
В доме невеста угощала гостей гостинцами, переданными ее родителями для близких родственников жениха.
Ему самому и его отцу она дарила рубахи, матери – сурпан (сурбан).
Совершался обряд моления хлебом (çăкăр чÿклени) и проходил обычай, который называли шурă апат («белая пища»). Это когда брачующиеся садились за стол, их кормили яичницей. При этом они должны были съесть все, что на сковороде.
Стало. Обряд частично сохранен. Где-то его проводят на свадьбе. После регистрации в ЗАГСе невесту приводят в родительский дом жениха.
Окончательный сговор (Пăлчав или Кăмăлча)
В разных районах обряд называли по-разному, у низовых чувашей – пăлчав, а у верховых – кăмăлча или кăмăл çÿлĕ.
Было. Во время обычая окончательного сговора договаривались о начале свадебного обряда, дне и времени приезда родственников жениха к невесте.
Для совершения окончательного сговора приезжал отец жениха или сам жених без сопровождения.
В некоторых случаях пăлчав проводили как пирушку, приглашались подружки невесты (хĕр çумĕсем). За ними ухаживали жених с отцом. Для того, чтобы оставить о себе приятное впечатление. Подружки после сватовства оставались жить у невесты и помогали шить подарки – платья, рубахи.
Если жених платил калым не полностью, то в этот день он также доплачивал оставшуюся часть калыма.
Просватанная девушка переходила в особую социально-общинную группу. Менялось отношение сверстниц к ней. Это можно видеть в текстах чувашских песен.
Стало. Обряд окончательного сговора используются крайне редко. Некоторые его элементы перешли в обряд сватовства.