Свадьба в доме невесты
В последнее время набирают популярность чувашские свадебные традиции. Расскажу вам о музыкально-игровых действах во время проведения свадьбы в доме невесты.
|
|
В старину чувашская свадьба сначала отмечалась в доме жениха. После этого его кортеж отправлялся в дом невесты. После встречи кортежа жениха начинались пляски и пения.
По свадебной традиции, первым начинал танцевать и петь младший дружка. К нему подключались неженатые парни (пуса каччисем) и замужние женщины со стороны жениха. Веселиться всех призывал Глава свадьбы (туй пуce).
Первой запевала его жена (туй пуc арaмe), на современных свадьбах – посаженная мать (у верховых и средненизовых чувашей: хaйматлaх амaшe). До тех пор, пока Глава свадьбы не заканчивал угощения, гостям со стороны жениха нельзя было веселиться.
Раньше были определенные запреты на участие в свадебном обряде для отдельных персонажей. Посаженому отцу (хaйматлaх ашшeн) запрещалось танцевать. Жениху и невесте, а также Главе свадьбы не разрешалось петь и танцевать. Считалось, если жених участвует в пении и танцах, то жене придется тяжело в супружеской жизни.
Отдельные запреты в традициях свадьбы существовали у низовых и верховых чувашей.
На свадьбе верховых чувашей нет обычая «плач невесты».
У низовых и средненизовых чувашей «плач невесты» (хeр йeрри) – это центральный эпизод торжества.
В старину функция музыканта в церемонии свадьбы была чрезвычайно ответственной, что обусловлено народными верованиями.
Музыкант-пузырщик (шaпaрca) считался человеком, наделенным особыми силами. Его присутствие и игра на инструменте защищала молодых от нечистых сил.
Наряду с пузырщиком, у низовых чувашей на празднике присутствовали гусли (кeсле). В верховой традиции широко использовалась разновидность чувашского барабана (параппан).
Песни и танцы исполнялись на месте гуляния с особым вдохновением. Лавки (шыльaк) использовались в качестве подмостков сцены. Неженатые парни из свиты жениха поднимались на них плясать. Вместе с ними пели и танцевали туй арaмeсем.
Устройство свадебного места (шыльaк) одновременно имело несколько предназначений. Это было местом, где проводилось моление богу (Турa), совершались обряды. Оно служило пространством, разделяющим 2 свадьбы. Выполняло функцию подмостков, где исполнялись танцы и песни. Конечно, постройка служила в качестве лавок для гостей.
После свадебного церемониала и комплекса обрядов-действий, начиналась подготовка к увозу невесты.