Участники свадьбы
Набирают популярность чувашские свадебные традиции. Я расскажу вам об обрядах, проводимых в свадебный день, и главных персонажах, участвующих в свадьбе. Многие из них узнаваемы по сей день.
|
|
Чувашская свадьба, как и у других народов, начинается со свадебного обряда выбора времени для торжества. В старину их старались играть в летнее время, после Петрова дня (Питрав хыççăн), когда минует Пасха и Троица, Семик (Мăнкунпа Çимĕк иртсен).
В основном воздерживались на Масленицу (Çăварни), Пасху (Мăнкун).
В летнее время свадьбы старались играть после весенних полевых работ, а осенью – после праздника Сурхури.
Время четко регулировалось по народному календарю, в периоды масштабных религиозных праздников свадьбы старались не играть.
Свадебные персонажи
Церемония свадебного мероприятия в доме жениха и невесты начиналась одновременно, но раздельно.
В доме родителей жениха составлялся свадебный поезд из женатых и неженатых родственников и друзей брачующегося, а также холостых парней.
В старину девушки в поезде жениха не участвовали. Главные персонажи участвовали вместе с женами. Поэтому в свадебных традициях существовали функции не только для них, но и для их жен.
Туй пуçĕ (глава свадьбы), хăйматлăх (посаженный отец), мăн-кĕрÿ (старший дружка), мăн-кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки) – назначается свахою за женихом и невестой, кĕçĕн кĕрÿ (младший зять), пÿлĕхçĕ – в старину служитель, из молодых парней, для присмотра за лошадьми), 1-2и пузырника, играющих на музыкальном инструменте шăпăр – пузырь и 1-2 барабанщика. Сейчас вместо пузыря используют гармошку и баян.
Туй пуçĕ (глава свадьбы)
Каждый персонаж имел строго определенные функции.
Туй пуçĕ руководил свадебным поездом жениха. В старину ехал верхом на коне и следил за передвижением поезда. Он всегда следовал первым, а также раньше всех приезжал к месту назначения с предупреждением о прибытии свадьбы.
При выезде из дома жениха к невесте, туй пуçĕ брал гостинцы в дом невесты.
Свадебный обычай сохранен.
У низовых чувашей функцию выполнял отдельный персонаж – уртмахçă (носитель сумы).
Его задача была доставить гостинцы в дом невесты, а также гостинцы со стороны невесты доставить в дом жениха.
В нынешнее время функцию выполняет туй пуçĕ.
В сумке был традиционный набор – сăра (пиво), çăкăр е пашалу (хлеб или лепешка), шăрттан (шыртан), чăкăт (чигит).
Каждый продукт, которым угощали в доме невесты, имел глубокое значение.
Обычай сохранен.
Мăн кĕрÿ (старший дружка)
Мăн кĕрÿ – следующий по значимости персонаж после туй пуçĕ (главы). Функции мăн кĕрÿ у низовых и верховых чувашей отличаются.
В чувашской свадьбе у низовых он исполнял роль жреца – организатора обрядности инициации и связанного с ним свадебного обряда бракосочетания. Его обязанностью было произнесение приговоров (саламалик) перед въездом поезда в ворота дома невесты.
У верховых чувашей церемония саламалик практически отсутствовала. Многие элементы свадебного обычая входили в обязанности туй пуçĕ.
В старину туй пуçĕ руководил молением участников поезда жениха перед выездом. За полевыми воротами деревни он приказывал всем остановиться, мужчинам снять шапки и молиться турă (богу). Помолившись, поезд отправлялся за суженой. Сейчас свадебная традиция проводится в доме.
Мăн кĕрÿ находился с женихом. В поезде считался его хранителем.
Хăйматлăх (посаженный отец)
Посаженный отец оберегал жениха. Он был доверенным лицом, которому поручалось в целости и сохранности доставить невесту.
Хăйматлăх и хăйматлăх арăмĕ (жена посаженного отца) неотлучно находились с девушкой. Ехали в одной повозке при переезде. Были вместе с ней при выходе и входе в любое помещение.
Во время песен и плясок она раздавала рубахи родителям, старшим и младшим братьям и, приняв их благословение, уезжала вместе с мужем на повозке посаженного отца.
При этом хăйматлăх выносил невесту из дома ее родителей и усаживал в повозку на руках.
В качестве посаженного отца избирался человек из родственников парня или близкий друг его семьи.
Кĕçĕн кĕрÿ (младший зять, младший дружка)
Персонаж выбирался из молодых неженатых парней и считался одним из главных исполнителей элементов свадебных обрядов.
В его обязанности входило угощать гостей пивом, выполнять поручения, побуждать гостей к выполнению определенных традиций.
Он исполнял танец перед выездом, завлекая всех к веселью. Запевал, после чего начинали петь и плясать остальные. Руководил музыкантами.
Функции кĕçĕн кĕрÿ сохранились. Персонаж является свидетелем.
Кроме младшего дружки, все главные персонажи в обрядах участвовали с женами, которых называли туй пуçĕн арăмĕ (жена головы), мăн кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки), хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать, жена посаженного отца).
Хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать)
В церемонии существовали обряды, которые исполняли только женщины.
В основном это были песни и танцы.
Здесь большую роль играла посаженная мать, считалась главной запевалой на свадьбе.
Кроме того, она вместе с посаженным отцом сопровождала молодоженов при переездах. Приводила избранницу к жениху, переодевала ее в наряд замужней женщины.
Прежде чем молодая снимала наряд, посаженный отец платил деньги. Только после этого посаженная мать развязывала ей платок и помогала надеть платье замужней женщины.
Пÿлĕхçĕ (служитель)
Для поезда назначался смотритель за лошадьми, его называли пÿлĕхçĕ.
Его выбирали из молодых парней. Ныне из-за изменения вида транспорта его функция практически утрачена. На некоторых торжествах можно увидеть человека, который отвечает за передвижение кортежа.
Вăйăçă (музыкант)
Важными персонажами были музыканты. В старину использовали шăпăр (волынку) и параппан (барабан), сейчас – гармошку и баян. Музыканты пользовались особым уважением.
Вăйăкилли пуçĕ (глава поезда невесты)
Руководителем поезда жениха был туй пуçĕ, а невестиным управлял вăйăкилли пуçĕ.
Он встречал поезд, требовал уплату денег за въезд в ворота, руководил церемонией.
Персонаж выбирался из родственников девушки.
Шыльăк карти (место гуляния)
Для гуляний готовили место шыльăк карти.
У невесты его устраивали во дворе ее дома. У жениха в этом месте проводили моления в честь нового человека (çĕнĕ çын яшкине чÿклени), но уже после первой брачной ночи.
Место гуляний обустраивалось за день.
Обязанность возлагалась у жениха – на кĕçĕн кĕрÿ, у невесты – на вăйăкилли пуçĕ.
Сооружались четырехугольные места из досок, с западной стороны делался вход, ставились 2 стола.
По краям лавок устанавливались шыльăк юписем (столбы), используются ветки деревьев и молодые деревья липы, березы.
Расположение предметов имело важное символическое значение, уходящее корнями в миропонимание чувашской религии.
Шыльăк проводится и по сей день у средненизовых и верховых чувашей.