Выбор города
От вашего выбора зависит актуальность предостовляемой информации.
Выбор города
От вашего выбора зависит актуальность предостовляемой информации.
Чебоксары
Вход в личный кабинет

Участники свадьбы

просмотров
0 комментариев
Набирают популярность чувашские свадебные традиции. Я расскажу вам об обрядах, проводимых в свадебный день, и главных персонажах, участвующих в свадьбе. Многие из них узнаваемы по сей день.


Участники свадьбы
Рассказывает:
Алексей Ефремов
Руководитель видеостудии Iltimer Studio, эксперт в чувашских свадебных традициях.

Чувашская свадьба, как и у других народов, начинается со свадебного обряда выбора времени для торжества. В старину их старались играть в летнее время, после Петрова дня (Питрав хыççăн), когда минует Пасха и Троица, Семик (Мăнкунпа Çимĕк иртсен).

В основном воздерживались на Масленицу (Çăварни), Пасху (Мăнкун).

В летнее время свадьбы старались играть после весенних полевых работ, а осенью – после праздника Сурхури.

Время четко регулировалось по народному календарю, в периоды масштабных религиозных праздников свадьбы старались не играть.

Участники свадьбы в чувашской свадьбе

Свадебные персонажи

Церемония свадебного мероприятия в доме жениха и невесты начиналась одновременно, но раздельно.

В доме родителей жениха составлялся свадебный поезд из женатых и неженатых родственников и друзей брачующегося, а также холостых парней.

В старину девушки в поезде жениха не участвовали. Главные персонажи участвовали вместе с женами. Поэтому в свадебных традициях существовали функции не только для них, но и для их жен.

Туй пуçĕ (глава свадьбы), хăйматлăх (посаженный отец), мăн-кĕрÿ (старший дружка), мăн-кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки) – назначается свахою за женихом и невестой, кĕçĕн кĕрÿ (младший зять), пÿлĕхçĕ – в старину служитель, из молодых парней, для присмотра за лошадьми), 1-2и пузырника, играющих на музыкальном инструменте шăпăр – пузырь и 1-2 барабанщика. Сейчас вместо пузыря используют гармошку и баян.

Участники свадьбы в чувашской свадьбе

Туй пуçĕ (глава свадьбы)

Каждый персонаж имел строго определенные функции.

Туй пуçĕ руководил свадебным поездом жениха. В старину ехал верхом на коне и следил за передвижением поезда. Он всегда следовал первым, а также раньше всех приезжал к месту назначения с предупреждением о прибытии свадьбы.

При выезде из дома жениха к невесте, туй пуçĕ брал гостинцы в дом невесты.

Свадебный обычай сохранен.

У низовых чувашей функцию выполнял отдельный персонаж – уртмахçă (носитель сумы).

Его задача была доставить гостинцы в дом невесты, а также гостинцы со стороны невесты доставить в дом жениха.

В нынешнее время функцию выполняет туй пуçĕ.

В сумке был традиционный набор – сăра (пиво), çăкăр е пашалу (хлеб или лепешка), шăрттан (шыртан), чăкăт (чигит).

Каждый продукт, которым угощали в доме невесты, имел глубокое значение.

Обычай сохранен.

Мăн кĕрÿ (старший дружка)

Мăн кĕрÿ – следующий по значимости персонаж после туй пуçĕ (главы). Функции мăн кĕрÿ у низовых и верховых чувашей отличаются.

В чувашской свадьбе у низовых он исполнял роль жреца – организатора обрядности инициации и связанного с ним свадебного обряда бракосочетания. Его обязанностью было произнесение приговоров (саламалик) перед въездом поезда в ворота дома невесты.

У верховых чувашей церемония саламалик практически отсутствовала. Многие элементы свадебного обычая входили в обязанности туй пуçĕ.

В старину туй пуçĕ руководил молением участников поезда жениха перед выездом. За полевыми воротами деревни он приказывал всем остановиться, мужчинам снять шапки и молиться турă (богу). Помолившись, поезд отправлялся за суженой. Сейчас свадебная традиция проводится в доме.

Мăн кĕрÿ находился с женихом. В поезде считался его хранителем.

Хăйматлăх (посаженный отец)

Посаженный отец оберегал жениха. Он был доверенным лицом, которому поручалось в целости и сохранности доставить невесту.

Хăйматлăх и хăйматлăх арăмĕ (жена посаженного отца) неотлучно находились с девушкой. Ехали в одной повозке при переезде. Были вместе с ней при выходе и входе в любое помещение.

Во время песен и плясок она раздавала рубахи родителям, старшим и младшим братьям и, приняв их благословение, уезжала вместе с мужем на повозке посаженного отца.

При этом хăйматлăх выносил невесту из дома ее родителей и усаживал в повозку на руках.

В качестве посаженного отца избирался человек из родственников парня или близкий друг его семьи.

Кĕçĕн кĕрÿ (младший зять, младший дружка)

Персонаж выбирался из молодых неженатых парней и считался одним из главных исполнителей элементов свадебных обрядов.

В его обязанности входило угощать гостей пивом, выполнять поручения, побуждать гостей к выполнению определенных традиций.

Он исполнял танец перед выездом, завлекая всех к веселью. Запевал, после чего начинали петь и плясать остальные. Руководил музыкантами.

Функции кĕçĕн кĕрÿ сохранились. Персонаж является свидетелем.

Кроме младшего дружки, все главные персонажи в обрядах участвовали с женами, которых называли туй пуçĕн арăмĕ (жена головы), мăн кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки), хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать, жена посаженного отца).

Хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать)

В церемонии существовали обряды, которые исполняли только женщины.

В основном это были песни и танцы.

Здесь большую роль играла посаженная мать, считалась главной запевалой на свадьбе.

Кроме того, она вместе с посаженным отцом сопровождала молодоженов при переездах. Приводила избранницу к жениху, переодевала ее в наряд замужней женщины.

Прежде чем молодая снимала наряд, посаженный отец платил деньги. Только после этого посаженная мать развязывала ей платок и помогала надеть платье замужней женщины.

Пÿлĕхçĕ (служитель)

Для поезда назначался смотритель за лошадьми, его называли пÿлĕхçĕ.

Его выбирали из молодых парней. Ныне из-за изменения вида транспорта его функция практически утрачена. На некоторых торжествах можно увидеть человека, который отвечает за передвижение кортежа.

Вăйăçă (музыкант)

Важными персонажами были музыканты. В старину использовали шăпăр (волынку) и параппан (барабан), сейчас – гармошку и баян. Музыканты пользовались особым уважением.

Вăйăкилли пуçĕ (глава поезда невесты)

Руководителем поезда жениха был туй пуçĕ, а невестиным управлял вăйăкилли пуçĕ.

Он встречал поезд, требовал уплату денег за въезд в ворота, руководил церемонией.

Персонаж выбирался из родственников девушки.

Шыльăк карти (место гуляния)

Для гуляний готовили место шыльăк карти.

У невесты его устраивали во дворе ее дома. У жениха в этом месте проводили моления в честь нового человека (çĕнĕ çын яшкине чÿклени), но уже после первой брачной ночи.

Место гуляний обустраивалось за день.

Обязанность возлагалась у жениха – на кĕçĕн кĕрÿ, у невесты – на вăйăкилли пуçĕ.

Сооружались четырехугольные места из досок, с западной стороны делался вход, ставились 2 стола.

По краям лавок устанавливались шыльăк юписем (столбы), используются ветки деревьев и молодые деревья липы, березы.

Расположение предметов имело важное символическое значение, уходящее корнями в миропонимание чувашской религии.

Шыльăк проводится и по сей день у средненизовых и верховых чувашей.


0
 
0
Комментировать
МЖ
Вконтакте
Фейсбук

Другие статьи по теме

1 2 3 4 5 6 7 7
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Телефон:*
Вход

  Забыли пароль?
Войти через
Зарегистрироваться
Фамилия Имя:
E-mail/телефон:
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Имя:
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

Восстановление пароля

На указанный вами адрес элекстронной почты будет выслана инструкция по восстановлению пароля.



Запишите свой email для того что бы вам
отправился в хорошем качестве планер.
Сообщение
Контакты
+7 (8352) 62-30-40
Заказать звонок
mi_zhenimsya@mail.ru
Использование материалов mi-zhenimsya.ru возможно только с предварительного согласия ООО «Мы женимся» и обязательным указанием ссылки на www.mi-zhenimsya.ru. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. При размещении материалов на Сайте Пользователь безвозмездно предоставляет ООО «Мы женимся» неисключительные права на использование, воспроизведение, распространение, создание производных произведений, а также на демонстрацию материалов и доведение их до всеобщего сведения через сайт www.mi-zhenimsya.ru, на официальных социальных страницах.
Лучшие специалисты твоего город
Ваш город Чебоксары